Колёсные гайки и их особенности

Крепление колёсных дисков обеспечивают шпильки и гайки. Важно, чтобы оно было надёжным: от этого зависит безопасность.


Нередко даже для одной марки и модели автомобиля на передние и задние колёса устанавливают гайки разного размера, длины. А что, если они не совпадут? Диск будет зафиксирован слабо, из-за чего сможет выкрутиться. Это опасно при движении, особенно на высокой скорости. 

Какие могут быть гайки? На что обратить внимание при выборе? Обо всём этом — далее в статье.

Что такое гайка для колеса 

Это изделие с резьбой, форма которого способствует жёсткому креплению диска на ступице. Такие свойства обеспечивает специальная форма, конструкция и материал гайки.

В зависимости от типа транспортного средства потребуется от четырёх (для легковых авто) до нескольких десятков (для спецтехники) гаек. 

При потере хотя бы одной нужно проводить замену всего комплекта. Чтобы сделать выбор, важно учитывать конструкцию, форму головки и другие особенности.

Основные характеристики

Колёсные гайки различаются типом материала, посадкой, длиной, видом резьбы. Это всё важно учесть при выборе крепёжных элементов.

  • Тип посадки — сферические, плоские, конусные. К штампованным дискам подходят сферические, а на кованые или литые — конусные, плоские. При этом производители могут выпускать гайки со специфической формой посадки, например, как у Ford.

Если неправильно подобрать тип посадки, то гайки во время движения будут разбивать посадочные места. Это спровоцирует ослабление крепления и в итоге приведёт к откручиванию диска или его повреждению.

  • Формфактор — открытые, закрытые. Первые часто выбирают для штампованных дисков, вторые — для литых. Это связано с тем, что «штамповки» закрывают колпаком, а значит, гайки не будут видны. 

Открытые гайки быстрее ржавеют, так как на них попадают реагенты с дорог. А закрытые стоят дороже, но в 99% защищают шпильки от ржавления. 

  • Длина головки. Этот параметр важен для гаек закрытого типа. При выборе нужно учитывать, чтобы шпилька не упиралась во внутреннюю часть гайки, иначе крепёж будет затянут слабо. 

Если при сезонной смене шин используете разные диски, то учитывайте, что нужны крепежи различной длины: для литых требуются болты длиннее, чем для штампованных.

  • Материал — сталь, титан, алюминий. Этот параметр влияет на срок службы. Титановые гайки более прочные, а алюминиевые менее подвержены коррозии. Изделия из легированных сталей быстро ржавеют под воздействием реагентов, поэтому их покрывают цинком, кадмием, хромом, медью или никелем. При повреждении защитного слоя крепёж начинает разрушаться.

  • Соответствие ключу — стандартные или «секретки». Их отличие — в типе ключа, который применяют для закручивания и откручивания. Для «секреток» нужен специальный ключ, который повторяет форму на шляпке гайки. Только при совпадении рисунка возможно открутить этот крепёжный элемент. 

«Секретки» снижают риск воровства дисков. В зависимости от производителя существуют разные типы рисунка: утопленный или на поверхности, с защитным кольцом или с узкими краями. Но если потеряете ключ, то снять такой диск будет проблематично. Часто единственное решение — приварить гайку с обычной головкой и попытаться скрутить.

  • Направление резьбы — правая, левая. В основном все крепёжные элементы современных авто изготавливают с одинаковой резьбой на все колёса. 

На многих грузовых автомобилях разное направление закручивания. С одной стороны устанавливают гайки с правой резьбой, а с другой — с левой. Это снижает риск раскручивания, если крепёж при установке затянули не до конца.

При выборе учитывают также эстетическую составляющую — цвет крепежа. Он помогает выделить авто среди других. 

Существуют и нестандартные гайки. Они отличаются длиной, упорной поверхностью и резьбовой частью. Например, у стопорных — плоская упорная поверхность, что снижает риск самораскручивания крепежа. А есть гайки с «юбкой» — у них больше длина резьбы. Такой крепёж подходит для литых дисков, у которых глубокие колодцы для крепления.

Только правильная установка (закручивание до определённого момента и центровка) и выбор соответствующего крепежа позволит обеспечить безопасность и устойчивость на дороге.